При произнесении звука Л губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
а) артикуляционная разминка: упражнения «Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Барабан», «Грибок», «Болтушка», «Накажем непослушный язык» (покусывание кончиа языка, губы в улыбке);
б) разминка для кистей и пальцев рук: дополнительное упражнение «Кулак – кольцо» (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо);
в) голосовые и дыхательные упражнения: надувание щек одновременно и поочередно; выдыхание вооздуха в бока с прикушенным кончиком языка; «Пароход гудит» – длительное гудение Ы-Ы-Ы с припущенным кончиком языка и улыбкой (попеременно шепотом, тихо, громко).
2. Произнести звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
3. Произнести слоги с изменение ритмического рисунка.
ал-ал – ал-ал-ал ал-ал-ал – ал-ал
ол-ол – ол-ол-ол ол-ол-ол – ол-ол
ул-ул – ул-ул-ул ул-ул-ул – ул-ул
ыл-ыл – ыл-ыл-ыл ыл-ыл-ыл – ыл-ыл
ил-ил – ил-ил-ил ил-ил-ил – ил-ил
4. Проговори слоги и слова 2 – 3 раза.
ал-ал-ал – бал ул-ул-ул – мул ёл-ёл-ёл – мёл
ал-ал-ал – мал ул-ул-ул – стул ёл-ёл-ёл – вёл
ал-ал-ал – вал ул-ул-ул – мел ёл-ёл-ёл – осёл
ал-ал-ал – зал ул-ул-ул – пел ёл-ёл-ёл – козёл
ал-ал-ал – дал ул-ул-ул – сел ёл-ёл-ёл – подмёл
ол-ол-ол – гол ыл-ыл-ыл – был ил-ил-ил – бил
ол-ол-ол – вол ыл-ыл-ыл – выл ил-ил-ил – мил
ол-ол-ол – пол ыл-ыл-ыл – мыл ил-ил-ил – вил
ол-ол-ол – тол ыл-ыл-ыл – пыл ил-ил-ил – пил
ол-ол-ол – зол ыл-ыл-ыл – тыл ил-ил-ил – ходил
ол-ол-ол – кол ыл-ыл-ыл – ныл ил-ил-ил – водил
5. Запомни и повтори ряды слогов.
бал – бол – был – бил мал – мол – мул – мыл
вал – вол – выл – вёл мел – пел – сел – бел
кол – пол – тол – зол пил – мил – вил – бил
был – выл – мыл – ныл гол – дал – бал – пил
6. Выучи скороговорку.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
7. Вставь слова в предложения (слова для вставок найди в упражнении 4). Попроси взрослого записать то, что у тебя получилось.
Катя идет на ____________________. Саня забивает __________________.
По степи шагает _________________. Павел _____________________ кофе.
Денис _____________________ песню. Павел сел на ___________________.
На доске лежит __________________. Козленку травки ________________.
Петя вымыл ______________________. Возит сено сильный _____________.
8. Измени слова по образцу. Образец: голый – гол.
голый удалый спелый малый весёлый
смелый белый алый умелый унылый
9. Найди среди слов в упражнении 4 названия домашних животных и помести их (впиши слова сам или попроси взрослого тебе помочь) в домик – хлев.
Учитель-логопед Домашич Н.А.
Поделиться с друзьями: