Мелкая моторика - это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже - формирование речи.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артхкуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка. Игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки:
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Работа с предметами и материалом:
- Ножницы (вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем),
- Пластилин,
- Конструктор (построение простых конструкций из деталей (башенки, домики, гаражи)),
- Рисунки из прищепок,
- Бусины (величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать крупные легкие геометрические фигурки с отверстием в середине, шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов).
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
-
Теневой пальчиковый театр-это увлекательная игра, которая:
- способствует развитию мелкой моторики;
- развивает пространственное восприятие;
- развивает словарный запас;
- развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание;
- развивает творческие способности.
-
Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
-
Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
-
«Пластилиновые рисунки» По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
-
«Рисование на крупе» На яркий поднос тонким слоем насылают манку или другую крупу и проводят пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры, предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
-
Конструирование и работа с мозаикой (выкладывание простых фигур: полоски, дорожки, цветочки, квадратики... далее более сложные: домики, машинки, елочки и др.).
-
Работа с пазлами.
-
Выкладывание фигур из счетных палочек.
- Домашние дела:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья).
- «Золушка» Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету (можно смешивать разную крупу например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать).
- «Маленький скульптор» Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 12 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
- «Сильные ладошки» Сжимание и разжимание резиновых игрушек (резиновый мячик-ежик). Су-джок. (Су-джок - пружинка для массажа пальчиков)
- «Шнуровки» Разнообразные шнуровки по «содержанию».
- Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками). Научите ребенка с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ежика и зайчика в лесу).
Учитель-логопед Домашич Н.А.
Поделиться с друзьями: