5-45-40
г.Керчь, улица Кирова, д.97. Остановка "Дворец творчества" или "Промбаза"

 В детском саду работают две логопедические группы. В группах работают грамотные педагоги с многолетним стажем работы, которые всегда готовы помочь вашим детям и вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Мелкая моторика - это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже - формирование речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артхкуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка. Игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях.

 

Предлагаю вашему вниманию следующие игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки:

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Работа с предметами и материалом:

- Ножницы (вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем),
- Пластилин,
- Конструктор (построение простых конструкций из деталей (башенки, домики, гаражи)),
- Рисунки из прищепок,
- Бусины (величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать крупные легкие геометрические фигурки с отверстием в середине, шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов).

  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Теневой пальчиковый театр-это увлекательная игра, которая:

- способствует развитию мелкой моторики;
 - развивает пространственное восприятие;
 - развивает словарный запас;
 - развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание;
 - развивает творческие способности.

  • Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

  • Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

  • «Пластилиновые рисунки» По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

  • «Рисование на крупе» На яркий поднос тонким слоем насылают манку или другую крупу и проводят пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры, предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

  • Конструирование и работа с мозаикой (выкладывание простых фигур: полоски, дорожки, цветочки, квадратики... далее более сложные: домики, машинки, елочки и др.).

  • Работа с пазлами.

  • Выкладывание фигур из счетных палочек.

  • Домашние дела:

- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья).

  • «Золушка» Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету (можно смешивать разную крупу например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать).
  • «Маленький скульптор» Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 12 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • «Сильные ладошки» Сжимание и разжимание резиновых игрушек (резиновый мячик-ежик). Су-джок. (Су-джок - пружинка для массажа пальчиков)
  • «Шнуровки» Разнообразные шнуровки по «содержанию».
  • Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками). Научите ребенка с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ежика и зайчика в лесу).

 

 Учитель-логопед Домашич Н.А.