В возрасте от 2 до 6 лет умственное и речевое развитие детей в решающей мере зависит от его родителей. К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно самим развивать речь своего ребенка. Для создания благоприятных условий развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, побуждать ребенка к речи, создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон, хвалите за любое красивое высказывание.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию.
Включайте речь во все виды деятельности: озвучивайте ребенку все ваши и его действия во время одевания, купания, прогулки, совместного труда, просмотра телепередач и мультфильмов.
На начальном этапе овладения речью большая роль отводится речевым юрам с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, рифмовок, прибауток, пропеванию песен и колыбельных.
Колыбельные песни
Колыбельные песни - первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки речи, начинает понимать обращение к нему матери, усваивает ритмикомелодическую сторону родного языка.
Баю - баю, баиньки,
Прибегали заиньки,
Стали в дудочку играть,
Начал Миша засыпать.
Баю - баю - баю бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Потешки
Потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движение ребенка в первые месяцы жизни. Потешки способствуют развитию у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств. А многократное повторение различных звуковых комплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает формировать правильную слоговую структуру слов. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться. Потешки также способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
Родители играют ладошками и пальцами ребенка.
Сорока - белобока, Кашу варила, Деток кормила: этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала. Он дрова не рубил, Воды не носил, Ему нет ничего.
Родители изображают пальцами рога и щекочут ребенка.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками: топ, топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молоко не пьет,
Того забодает, забодает!
Родители загибают по очереди пальчики ребенка
- Пальчик-мальчик, Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Одним из самых главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие детей является слушание и чтение книг.
Книги сопровождают ребенка с первых лет его жизни. Книги открывают и объясняют ребенку жизнь природы и общества, мир человеческих чувств и отношений. Книги развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции и словарный запас. Не приобщив ребенка к книге в дошкольном возрасте, мы создаем трудности его обучения в дальнейшем.
Приобщение ребенка к книге необходимо начинать с раннего детства. Ребенок-слушатель - это уже читатель. Поэтому задача родителей - научить ребенка любить книгу.
«Чем раньше - тем лучше»
Начинать читать книги можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм речи и воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так у ребенка на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
«Книжки малышки»
Самым маленьким детям нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.д. На странице почти всю площадь должна занимать картинка. Подписи состоят из максимум двух - трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что ребенок легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных и т.д. они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения. Постепенно сводите количество книг - игрушек к минимуму.
Три года - возраст «почемучек» — это оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10 - 15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Учитель-логопед Домашич Н.А.
Поделиться с друзьями: